Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Грузоподъемное оборудование

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для перемещения различных предметов и грузов в пространстве. В зависимости от вида производимых работ это оборудование можно разделить на три основные группы: грузоподъемные машины (домкраты, лебедки, тали и краны), погрузочно-разгрузочные машины (экскаваторы, погрузчики) и транспортирующие машины (конвейеры, транспортеры, пневмотранспортные установки). Иногда некоторые машины одной группы могут использоваться для работ, производимых машинами другой группы, например краны и тали — для погрузки и разгрузки, лебедки и домкраты — для горизонтального перемещения предметов и т. п.

Применяемое в водопроводно-канализационных сооружениях подъемно-транспортное оборудование позволяет значительно сократить и облегчить ручной труд при строительстве и эксплуатации. Оно служит для монтажа и демонтажа оборудования, арматуры, технологических аппаратов, а также для производства ремонтных работ.

Во многих случаях работа грузоподъемных механизмов связана с технологическими операциями. В водозаборных сооружениях, например, это систематический подъем и опускание решеток, сеток и затворов. С помощью подъемно-транспортного оборудования производятся выгрузка и складирование реагентов в реагентных хозяйствах, транспортирование осадка от обезвоживающего оборудования, уборка подсушенного осадка с иловых площадок и т. п. Эти операции могут осуществляться как механизмами общего назначения (бульдозерами, экскаваторами, автосамосваламн), так и специальным оборудованием (конвейерами, элеваторами, погрузчиками и т. п.).

Тип подъемно-транспортного оборудования, его грузоподъемность и привод должны выбираться с учетом максимальной массы перемещаемого груза и его габаритов, компоновки технологиче»-ского оборудования и размеров сооружения. Кроме того, необходимо учитывать степень и периодичность использования подъемно-транспортного оборудования, а также безопасность выполнения работ. Грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования следует принимать, исходя из максимальной массы поднимаемого оборудования в собранном виде. Перегрузка подъемно-транспортного оборудования сверх номинальной грузоподъемности не допускается.

Проектирование и монтаж подъемно-транспортных устройств в водопроводно-канализационных сооружениях следует вести в соответствии с действующими правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, согласованными с Госгортех-надзором. На большую часть изготовляемого заводами подъемно-транспортного оборудования имеются стандарты.

Из грузоподъемного оборудования в водопроводно-канализационных сооружениях наиболее широко применяются лебедки, тали и краны (подвесные и мостовые), различающиеся прежде всего по типу привода — ручные и электрические.

Для производства погрузочно-разгрузочных работ используются электрические (аккумуляторные) и автопогрузчики, погрузочно-разгрузочная машина МВС-4, а также тали и краны. На складах реагентов водопроводного хозяйства нашли применение мостовые краны с подвесным моторным грейфером.

Для транспортирования сыпучих или мелких штучных материалов применяются конвейеры, которые по виду рабочего органа подразделяются на ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые, винтовые, роликовые и др., а также пневмотранспортные установки.

В большинстве грузоподъемных машин применяются такие общие элементы, как канаты, цепи, захватные приспособления, блоки и т. д. Стальными канатами, а также цепями оснащают грузоподъемные механизмы и устройства, выпускаемые заводами.

Канаты стальные свивают из отдельных стальных или оцинкованных тонких проволочек диаметром от 0,2 до 3 мм. Канаты бывают одинарной, двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свивают из отдельных проволочек вокруг одного центрального стержня (сердечника), обычно органического. При двойной свивке проволочки предварительно скручивают в пряди, а из прядей свивают канат. При тройной свивке канат состоит из нескольких канатов двойной свивки. Для монтажных работ обычно применяют канаты двойной свивки. Стальные проволочные канаты по сравнению с цепями более гибки, лучше воспринимают толчки, имеют меньшую массу. Применяются канаты наружного диаметра от 3,3 до 27 мм. В зависимости от расчетного предела прочности проволоки на растяжение и принятого диаметра канаты могут выдерживать разрывное усилие от 70 Н до 4кН.

Коуши стальные применяются для заделки концов стальных канатов и являются грузозахватным приспособлением. Конец каната, огибающий коуш, заплетается проволокой или закрепляется с помощью болтовых зажимов.

Цепи грузовые изготовляются сварными и пластинчатыми. Сварная цепь представляет собой ряд звеньев, изготовленных из круглой стали с помощью сварки. Цепи в зависимости от точности изготовления подразделяются на калиброванные и некалиброванные. Сварные цепи применяются в грузоподъемных машинах с ручным приводом: калиброванные — в качестве приводных цепей для тяговых колес, а некалиброванные — в лебедках и талях для подъема груза.

Недостатки цепей — большая масса, большая чувствительность к перегрузке, недопустимость больших скоростей. Для изготовления цепей используется круглая сталь диаметром от 5 до 40 мм на нагрузку от 70 Н до 6 кН.

Пластинчатые цени грузовые применяются в ручных талях и других подъемных механизмах. Они состоят из параллельно размещенных стальных пластинок, соединенных попарно стальными осями. Недостатком данных цепей является то, что они гибки только в одной плоскости. Пластинчатые цепи имеют шаг в пределах 60—200 мм.

Захватные приспособления в виде клещей применяют при сборке и монтаже легких элементов. Грузоподъемность грузозахватного приспособления должна соответствовать массе поднимаемого груза.

Блоки грузовые состоят из одного или нескольких роликов, расположенных на общей оси, закрепленной между двумя пластинами (щеками). По числу роликов различают одно-, двух- и многорольные блоки. К блоку присоединяют траверсу с крюком или серьгой. Конец каната крепят к петле. Крюк и серьгу устанавливают в траверсе на упорном шарикоподшипнике, они могут вращаться вокруг вертикальной оси независимо от неподвижно закрепленного блока.

Полиспасты состоят из подвижного и неподвижного блоков и охватывающего их каната. Неподвижный блок закрепляют на опоре, а к подвижному блоку подвешивают груз. Канат, огибая все ролики блоков, крепится одним концом (глухим) к верхнему или нижнему блоку, а другим (сбегающим) к барабану лебедки. Все ветви (нитки) каната, удерживающие нижний блок с грузом, называются рабочими.

Полиспасты широко используются в качестве самостоятельного, чаще всего ручного, грузоподъемного механизма. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его по наклонной или горизонтальной поверхности.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????