Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


КРАНЫ ГОРЕЛОК

Согласно статистике, приблизительно 55% неисправностей плит возникает из-за нарушений в работе кранов горелок. Одной из неисправностей является тугое вращение кранов. Заводская смазка крана рассчитана на срок не менее трех лет. Эта смазка обладает высокой температурой каплепадения, то есть тугоплавкостью, учитывая в основном нагрев духовки, достигающий 270 °С. Влияние температуры подогрева на разжижение смазки можно ослабить. Для этого на время действия духовки на выдвижной поддон (под кранами) кладут лист асбеста, смоченную тряпку или металлический лист толщиной 1—3 мм, обмазанный глиной.

При необходимости краны горелок смазывают смазкой ЛГ-ГАЗ-41 (ТУ 38 101644-76), ЛС-II (ТУ 38 УССР 201145-73) или НК-50 (по ГОСТ 5572-67).

Солидол и технический вазелин для смазки кранов горелок можно использовать, когда нет специально предназначенных составов. Без разборки в кран горелки разрешается капнуть из пипетки машинное масло.

В плитах выпуска прошлых лет кран смазывают в следующем порядке. Вынимают вилку шнура электропитания плиты из розетки. Перекрывают пробковым натяжным краном на газопроводе доступ газа к кранам горелок плиты. Вставляют отвертку между щитком и рукояткой и стягивают рукоятку. Вынимают винты крепления щитка. Выворачивают стопорный винт (если этому мешает край стола, отделяют его, выкрутив винты). Вынимают стержень и пробку, поддев ее отверткой за овальное отверстие, через которое проходил стопорный винт. Извлекают из пробки пружину. Протирают пробку и соприкасающуюся поверхность корпуса тряпочкой, смоченной в керосине (растворителе, тройном одеколоне и т. п.), сняв остатки прежней смазки. Насухо протирают конические поверхности и наносят на них тончайший слой смазки. Вставляют пробку в корпус и проворачивают ее несколько раз отверткой за овальное отверстие под стопорный винт. Вынимают пробку и очищают сверления, через которые поступает газ, от закрывающей их смазки (желательно загибом из тонкой проволоки прочистить устьице отверстия в корпусе для прохода газа). Возвращают пробку в корпус так, чтобы овальное отверстие расположилось против прорези в корпусе. Вставляют в пробку стержень с пружиной так, чтобы закрутить стопорный винт.

Остальную сборку выполняют в порядке, обратном разборке. При этом следует помнить, что каждому корпусу соответствует своя пробка.

В плитах 80-х годов («Электа» ПГ-2 и др.) требуется не смазка, а освобождение от смазки газоходных каналов в кранах (рис. 1-10-8). Без очистки этих каналов газ в горелках будет еле теплиться или вообще не доходить до горелок. Последовательность операций по восстановлению работоспособности кранов плиты «Электа» следующая. Закрывают натяжной кран перед плитой.

Снимают решетку и вынимают диффузоры горелок. Если плита стоит впритык к стене тыльной стороной (что недопустимо), откручивают сначала один винт, крепящий щиток к столу. Для этого пальцами правой руки вращают отвертку, а пальцами другой руки снизу придерживают гайку. Вынув винт и гайку, поворачивают щиток и упирают его в стол. Выворачивают второй винт и снимают щиток.

Выворачивают два шурупа, крепящие стол, и поднимают его. Высота щитка в рабочем положении — 150 мм. Следовательно, чтобы поднять стол со щитком, задняя кромка стола должна отстоять от стены на 160—170 мм. Открывают дверку духовки и выкручивают снизу два винта крепления панели. Закрывают дверку духовки и выворачивают два винта из верхней кромки панели. Чтобы не сколоть эмаль на панели, оборачивают стержень отвертки изоляционной лентой или тканью. Подсовывая стержень отвертки под круговые уширения рукояток, снимают их со стержней кранов.

Снимают панель. Надавливая на крышку (рис. 1-10-8), выворачивают два винта. Подставив ладонь под кран, отсоединяют от его корпуса крышку, стержень и пружину. Вынимают пробку из корпуса. Спичками из сверлений извлекают лишнюю смазку. На конической поверхности пробки есть два отверстия. Проходное сечение одного меняется в зависимости от положения резьбового конца винта внутри пробки. Выворачивают этот винт на несколько ниток, чтобы хорошо прочистить отверстие. Снятую смазку не выбрасывают.

На проволоке диаметром 0,8—1,5 мм делают загиб под прямым углом длиной 3—5 мм. Проверяют загибом чистоту отверстия, просверленного приблизительно посредине корпуса. Имеющуюся смазку удаляют. Пробку с тончайшим слоем смазки по конусу вставляют в корпус и несколько раз проворачивают. Для этого можно использовать стержень крана (рис. 1-10-8) без пружины, вложив выступ стержня в соответствующий четырехугольный паз на краю пробки. Извлекают пробку и вновь проверяют чистоту всех отверстий.

Возвращают пробку в корпус. Узел из стержня, крышки, пружины и двух винтов пытаются поэтапно установить на корпус крана. Вначале пружина и выступ стержня попадают в пробку. Затем стержень, пружину и пробку прижимают крышкой и закручивают винты. Надевают рукоятку на стержень. Проверяют правильность сборки.

Остальную сборку ведут в порядке, обратном разборке. Если смазку уменьшают не на одном кране, их внимательно проверяют перед установкой на место, ни в коем случае не путая пробки. Последовательность операций разборки для смазки кранов такая же, как и для прочистки отверстий от смазки.

Смазка смазке — рознь. Хуже, когда смазка под влиянием высокой температуры, излучаемой духовкой, перерождается в затвердевшее вещество. Рукоятку крана не повернешь. Лечение одно: разборка кранов, смазка, сборка.

Смазку на кранах можно спасти от подгорания. Вполне житейский способ рекомендован даже для плиты повышенной комфортности отечественного производства модели ПГ-4-П-14. Выдвигают поддон плиты и кладут на него смоченную водой тряпицу. Основная часть жара из-под дверцы духовки будет поглощена подсыхающей тряпицей. Иной способ использован в плите зарубежного производства. После того как зажигают жарочную горелку духовки, приоткрывают дверцу. Специально отштампованный заводским путем отражатель С-образной формы вставляют между дверцей и панелью управления. Отражатель препятствует перегреву всей панели управления, включающей краны горелок, таймер, кнопку освещения, систему электронного розжига конфорок. Утечка газа через краны горелок составляет приблизительно четверть неисправностей газовых плит. Утечку определяют по запаху, место утечки — обмыливанием. Утечку между соприкасающимися коническими поверхностями устраняют притиркой, как и в пробковых натяжных кранах. Однако здесь имеются свои особенности.

В кранах на плитах выпуска прошлых лет притираемую пробку вращают стержнем, в прорезь которого вставляют отвертку или пластинку. Для кругового вращения стандартный стопорный винт заменяют на более короткий. Его нетрудно изготовить из винта с подходящей резьбой. От этого винта отрезают такую часть (вместе с головкой), чтобы после заворачивания в стержень верхушка винта утонула в овальном отверстии. Если винт выступит из этого отверстия, провернуть пробку на 360° будет невозможно. Для вкручивания короткого винта на его верхушке следует ножовкой по металлу сделать прорезь.

В кранах горелок плит 80-х гг. пробку также вращают стержнем, предварительно освободив его от пружины и крышки. После этого надевают рукоятку на стержень.

Гораздо сложнее вынуть пробку из корпуса, так как притирка в основном осуществляется не на отсоединенном от газопроводов корпусе крана. Поэтому лучше вынимать пробку пальцами. Если пробка не поддается, применяют пинцет или узкогубцы. Следует помнить, что с пробкой нужно обращаться очень осторожно. При сдавливании нарушается конусность. Она редко восстановима. Свинтив с корпуса накидную гайку и отведя трубку к горелке, пробку выталкивают через открывшееся отверстие корпуса. Из-за ослабленности резьбы в кранах плит прошлых лет выпуска может возникнуть самопроизвольное выкручивание стопорного винта из стержня. Именно винт фиксирует в специальных вырезах корпуса пробку от случайного движения, позволяет ей поворачиваться только в определенном угловом диапазоне. Кроме того, без винта пробка может выйти из контакта с конусом корпуса. Следовательно, при отсутствии винта и открытом пробковом натяжном кране на газопроводе возможна интенсивная утечка газа. Частично вывернувшийся стопорный винт может упереться в кромку отверстия щитка, что не позволит вращать пробку.

Дефект можно устранить несколькими способами. В первом случае на резьбу винта наворачивают прожиренную нитку или нить уплотнения и туго закручивают винт в стержень; во втором — заменяют винт на самодельный. Кроме того, можно подобрать с 318 крана другой плиты стержень или винт с более полной резьбой или заменить всю пару. Многие неисправности кранов на старых плитах возникают из-за того, что спадает или, наоборот, слишком туго садится на стержень рукоятка. Если на конце стержня имеется разрез, то достаточно половины этого разреза сжать плоскогубцами или развести ножом или отверткой, чтобы рукоятка заняла нормальное положение. Если рукоятка крепится винтом, то смазывают посадочную часть стержня. То же делают с выступающим стержнем крана на современных плитах. На этих плитах стержень не имеет надреза, так как внутри него имеется сверление. Рукоятка затормаживается на стержне пластинчатой пружиной. Поэтому, чтобы при надевании эта пружина не испортила рукоятку, на последнюю натягивают спецшайбу.

Поломанную рукоятку заменяют целой. Если эта рукоятка глубже сядет на стержень, то кран будет невозможно открыть, так как при нажатии округлая часть рукоятки упрется в панель или щиток плиты. Для устранения дефекта на дно соответствующего отверстия рукоятки кладут кусочек спички, шайбочку, виток проволоки (на плитах прошлых лет выпуска) или кружочки из жести (на современных плитах).

На плитах выпуска прошлых лет возможен излом края корпуса крана вблизи выфрезерованной щели для движения стопорного винта. В этом случае, как правило, заменяют весь кран. Замена только одного корпуса в большинстве случаев требует притирки пробки.

Можно изготовить новый корпус крана из латуни. Перед протачиванием проверяют конусность пробки. Она должна быть равна 1:7. Наружную резьбу корпуса промазывают тонким слоем любой масляной краски. Обильная краска приведет к подтекам и частичному перекрытию газоходных каналов.

В плитах выпуска прошлых лет мы привыкли к тому, что чем больше мы повернем против часовой стрелки рукоятку крана, тем меньший факел получим. В современных плитах поворот рукоятки до упора против часовой стрелки (примерно на 170°) может привести к увеличению факела. Чтобы правильно отрегулировать факел на минимум, снимают рукоятку. Отвертку со стержнем длиной не менее 50 мм и диаметром 2—3,8 мм вставляют в сверление стержня, которое открылось после съема рукоятки (рис. 1-10-8). Нащупывают лопаткой отвертки прорезь на головке винта внутри пробки крана. Закручивают этот винт до фиксации минимально устойчивого факела. Извлекают отвертку и надевают рукоятку. Регулировочный винт ничем не стопорится, поэтому вероятны повторные настройки.

Отвертки с названными параметрами к современным плитам не прилагаются, поэтому их следует изготовить самостоятельно из стальной проволоки. Лопатку отвертки делают напильником или на заточном камне. Причем ширину лопатки при любом диаметре проволоки ограничивают 3,8 мм. Приемлема и лопатка, полученная после расклепывания конца стержня. Ее следует лишь дооформить заточным инструментом.

Новейшие конструкции кранов горелок в отечественных плитах ГАЗМАШа, модели 1401, 1457 и т. д. (табл. 1.10.10), произведены по немецкой лицензии. Она имеет российский и европейский сертификаты качества. Точность обработки конусной (пробковой) пары — 2 мк. Поэтому конуса не притираются и взаимозаменяемы.

Волков В. А., Сантехника: как все устроено и как все починить: справочник. — М.: Астрель : ACT, 2006

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????