Склады цемента
Обязательная принадлежность бетонного хозяйства - склады цемента. Для гидротехнического бетона в зависимости от требований к нему используют цементы различных типов (портландцемент, шлакопортландцемент, пуццолановый портландцемент) трех-четырех марок: М300, М400,М500, а в отдельных случаях и М600. Цементы всех типов и марок отличаются по составу, и даже цемент одной и той же марки и типа, получаемый с разных заводов, отличается по химическому составу в связи с различием сырья. Поэтому на складах необходимо обеспечивать раздельное хранение всех этих типов и марок цемента, что должно найти отражение при определении количества отдельных емкостей.
По назначению и объему цементные склады разделяют на основные (базисные) и приобъектные (расходные). Основные склады располагаются у центрального бетонного завода, а приобъектные - вблизи соответствующих установок с доставкой к ним цемента с основных складов. Цемент завозят на основные склады непосредственно по железной дороге или автотранспортом от пристанционных складов перевалочной базы. Для перевозки по железной дороге применяют в основном специальные вагоны, оборудованные системой пневматической разгрузки.
Автомобильные перевозки цемента осуществляют в специализированных автоцементовозах, которые также имеют собственную пневматическую систему, обеспечивающую выгрузку цемента из цистерны и подачу его в склады цемента.
Для определенных районов практикуют доставку цемента водным путем. В этих случаях перевозки осуществляют в специальной таре - мешках, контейнерах или россыпью. В последнем случае цемент возят в трюмных баржах с двойным дном. Для разгрузки применяют также пневмотранспорт.
По конструктивному признаку цементные склады делятся на амбарные, бункерные и силосные. Для всех видов складов обязательны следующие элементы: устройства для приемки цемента с транспорта; собственно склады; установки для подачи цемента к бетонному заводу и другим местам.
Амбарные и бункерные склады устраивают на небольших объектах.
Основные склады имеют, как правило, силососную конструкцию и выполняются из отдельных ячеек цилиндрической формы диаметром от 3 до 10 м, емкостью 100-1000 т (рис. 19.4). Для обеспечения влажностных условий хранения цемента склады оборудуют системой вентиляции. Для улучшения условий выгрузки нижнюю часть силосов выполняют в виде воронки с углом наклона стенки не менее 55-60° к горизонту и оборудуют специальной системой для рыхления цемента (аэроднище).
Для транспорта, разгрузки и погрузки цемента в пределах цементного склада применяют в основном различное пневмотранспортное оборудование - камерные и винтовые насосы, эрлифты.