Общие сведения
Быки (рис. 18.1) разбивают весь водосливной фронт на отдельные отверстия.
Быки часто выполняют тройную роль: а) служат опорами для затворов, перекрывающих отверстия плотины; б) служат опорами для транзитных и. служебных мостов; в) на них располагают стационарные подъемные механизмы затворов.
Высота быков должна быть достаточна, чтобы закрепить затвор в поднятом состоянии (в случае поднимающихся затворов).
Толщину и длину быков назначают из условий: а) размещение на них стационарных подъемных механизмов, а также опор мостов; б) устройства в них пазов (ниш) для опорных частей затворов; в) обеспечения шх прочности и устойчивости.
Возможные формы быков в плане показаны на рис. 18.1. Очер тание быков в плане, как правило, должно быть плавным, чтобы: а) коэффициент расхода отверстия между быками был возможно большим; б) плавающие тела (лед и т. п.) не задерживались в отверстии.
Устройство пазов (ниш) в быках осуществляют в общем случае обычных затворов, как показано на рис. 18.2. Пазы 3 сделаны для рабочих затворов; пазы 1 — для ремонтных или аварийных заграждений, под защитой которых (после откачки воды из пространства А и В между указанными заграждениями) выполняют ремонт рабочих затворов и их закладных частей.
Как будет указано далее (см. ниже § 18.14), в соответствующих случаях бык по его оси MN (см. рис. 18.2) разрезают деформационным швом на два полубыка. При наличии такого шва толщину быка увеличивают на 0,5... 1,0 м.
Что касается размеров 1 и 2, то они должны обеспечивать достаточно удобную работу по ремонту рабочего затвора (в пространстве А и В); обычно размеры 1 и 2 назначают не менее 1,0...1,5 м.
Некоторые типы затворов (например, сегментный затвор) не требуют устройства пазов в быках (см. ниже гл. 21). В этом случае толщина быка d может быть уменьшена иногда до 1...2 м.
По виду сбоку различают следующие типы быков: бык без уступа рис. 18.3, а), с одним уступом (рис. 18.3,6), с двумя уступами (рис. 18.3, в), с тремя уступами (рис! 18.3, а).
По намеченным уступам пролагают транзитные (автодорожные и железнодорожные) и служебные мосты. Эти уступы намечают так, чтобы по возможности объем бетонной кладки, образующей бык, был наименьшим, т. е. чтобы бетон распределялся в теле быка наивыгоднейшим образом. В связи с этим, например, железнодорожный мост, как дающий сравнительно большую нагрузку, располагают ближе к средней части быка; автодорожный же мост, Дающий меньшую нагрузку, — дальше от средней части быка.
Отметку верха быка в случае плоских колесных затворов назначают такой, чтобы при полностью открытом отверстии верхнее колесо затвора не вышло из паза.
По отношению к гребню водосливной плотины быки располагают так, чтобы линия опнрания затворов совпадала с самим гребнем плотины. В связи с этим иногда приходится выдвигать бык в область верхнего бьефа, что обычно способствует увеличению коэффициента расхода водослива.
Дополнительно отметим еще следующие обстоятельства: 1) наличие пазов в быках с чисто гидравлической точки зрения является нежелательным — в этих пазах возникают водоворотные области, причем коэффициент расхода водослива несколько снижается; 2) если через плотину сбрасывается лед, то верховой оголовок быка может быть запроектирован в виде ледореза — ему в плане придают заостренную форму; верховое же «режущее» ребро ab делают наклонным (рис. 18.4), чтобы льдины могли вползать вверх по этому ребру и разламываться на нем под действием собственного веса на две части. Однако в последнее время пришли к заключению, что лед через отверстия сбрасывается редко и потому режущее ребро ab делают вертикальным.
Примеры быков показаны на рис. 18.5...18.7. Часто принимают (рис. 18.5) иногда ф = 0,2...0,5 зависимости от высоты ветровых волн в верхнем бьефе.
Ось транзитной дороги 1—1 увязывают (в плане) с гребнем глухой плотины.
На рис. 18.5 показан временный порог, через который в период возведения плотины пропускают строительный расход. Чтобы в последующем забетонировать часть плотины, расположенную выше временного порога, в пазу 8 создают заграждение, состоящее из элементов 7, 9, и 10. Ремонтный затвор подвешивают в пазах 1, чтобы он прижимался в точке b к телу плотины.
На рис. 18.6 приведен пример быка, имеющего консоль 1, а на рис. 18.7 показан бык с тремя уступами. Здесь рабочие затворы обслуживаются стационарными подъемными механизмами; ремонтные же затворы — подвижными подъемными механизмами в виде портальных или козловых кранов, причем один кран имеет консоль. Размер do должен быть достаточным, чтобы плавающие тела (лед) не ударились о подкрановые балки.