Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Трассирование каналов

Трассирование каналов выполняют в зависимости от топографических и инженерно-геологических условий, а также от его назначения. Так, при прокладке трассы канала рекомендуется по возможности обходить оползневую зону. При трассировании по скальному склону необходимо предусматривать оградительные защитные стенки над каналом со стороны расположенного выше склона для защиты от камней, осыпей и продуктов выветривания, а также прокладку нагорной канавы.

Если по инженерно-геологическим условиям канал на склоне устроить невозможно, то прокладывают туннель. При пересечении естественных понижений (балок, оврагов и др.) предусматривают водопроводящие (акведуки, дюкеры) или сопрягающие (быстротоки, перепады) сооружения и т. д.

Оросительные каналы трассируют так, чтобы обеспечить необходимое командование над возможно большей площадью, соблюдая при этом и другие требования (пропускная способность, скорости движения, устойчивость, стоимостные показатели вариантов йдр.).

Холостые части каналов, особенно магистральных, должны быть по возможности короче, с выходом рабочей части их на командные отметки.

Трассируя оросительные каналы, необходимо учитывать их взаимосвязь в работе, то есть должно быть обеспечено командование временных или поливных оросителей над орошаемой площадью (на 0,05...0,1 м), участковых— над поливными (на 0,05...0,1 м) и над переносными трубопроводами (на 0,15...0,2 м) и т. д.

При машинном водоподъеме следует учитывать необходимость создания резервов в бьефах, то есть прокладывать каналы, подводящие воду к насосным станциям с возможно меньшим уклоном.

Осушительные каналы и водоприемники (реки, каналы), собирающие и отводящие воду с осушаемой территории, трассируют по наинизшим отметкам местности, исключая подпор по всей трассе водоприемника.

Выбирая трассы каналов современных гидромелиоративных систем, необходимо учитывать принимаемые способ и схемы их автоматизации, сочетание различных функций каналов, что особенно важно при проектировании систем двойного регулирования.

Более подробно эти вопросы рассмотрены в курсах сельскохозяйственных гидротехнических мелиораций и автоматизации производственных процессов в гидромелиорации.

Водопроводные и обводнительные каналы трассируют с возможно большими (не превышающими допустимых) уклонами. Вдоль каналов питьевого водоснабжения обязательно предусматривают охранную санитарную зону.

Энергетические каналы, как известно, состоят из подводящих к гидроэлектростанции воду и отводящих. Подводящие каналы, особенно комплексного (энергетика и орошение) назначения, трассируют с наименьшими возможными уклонами, что позволяет, с одной стороны, повысить напор ГЭС, а с другой — повысить командование и увеличить подкомандную площадь орошения, то есть удовлетворить требованиям энергетики и ирригации. По гидравлическому режиму их делят на саморегулирующиеся и несаморегу. лирующиеся.

При трассировании саморегулирующегося канала нужно учитывать подъем уровня воды в канале до отметки уровня воды ВБ при выключении турбин. Это приводит к необходимости проектировать запас в высоте дамб, прокладывая верх их горизонтально, что увеличивает объем насыпи. Несаморегулирующиеся каналы обязательно должны быть автоматизированы (оснащением автоматизированным сбросом). Оросительноэнергетические каналы проектируют как несаморегулирующие.

Судоходные каналы подразделяются на соединительные, обходные и проходные (гл. 13.1).

При прокладке трасс каналов следует учитывать интересы различных отраслей народного хозяйства, поэтому все более широкое распространение получают каналы комплексного назначения.

На переломах трассы в плане участки каналов соединяют криволинейными вставками. На оросительных каналах оптимальный радиус закругления R=10B, где В — ширина канала по урезу воды при максимальном расходе. На обводнительных и энергетических необлицованных каналах это соотношение может быть доведено до R — 5,5 В, а при бетонной облицовке- до R—2,5B. На судоходных каналах радиус закругления зависит от длины судна от судового воза. Это относится и к каналам, по которым предполагается сплав леса (гл. 13).

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????