Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Прорези

Часто объемы и интенсивность деформаций настолько велики, что защитить от разрушения берег и объекты, расположенные на нем, перечисленными методами и средствами затруднительно. Во многих случаях целесообразнее решить задачу с помощью строительства спрямляющей прорези. Этот вид регуляционных работ получил особенно большое развитие в нижнем течении р. Амударьи. Для примера на рисунке 10.26 изображена ситуация, когда головной участок канала и сооружение на левом берегу находятся под угрозой разрушения потоком. При устройстве прорези (на рис. 10.26 показана штрихом) в нее полностью или частично устремляется поток, и берег у защищаемого объекта больше размываться не будет.


В песчаном русле (I, II и III типы) прорезь устраивают как пионерную траншею. Если соотношение длин отрезка ABC и АДС больше 1,5...2, то при разборке верховой перемычки (под защитой которой разрабатывается пионерная траншея) есть уверенность, что траншея будет в дальнейшем разработана потоком до сечения русла. При этом пропускная способность пионерного русла должна быть не менее 0,25...0,3 руслоформирующего расхода воды. Большое значение имеет также расположение входа: он должен обеспечивать благоприятный режим наносов на входе в прорезь.

В крупнозернистых грунтах (IV и V типы) пионерное русло развивается сначала интенсивно, затем формируется отмостка, препятствующая углублению, и оно размывается вширь. В таких грунтах трудно рассчитывать на эффект саморазмыва; более надежной оказывается разработка пионерного глубокого русла с пропускной способностью до 0,5 Qp с частичным или полным (в зависимости от задачи) перекрытием старого русла,


Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????