Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Пропуск льда через водопропускные сооружения

Основная задача, которую должен решить гидротехник при рассмотрении условий пропуска льда через створ гидроузла,— выполнение прогноза возможности задержания льда в верхнем бьефе для таяния или установления необходимости сброса его в нижний бьеф через водопропускные сооружения. Если в зимний период срабатывается незначительная часть объема водохранилища, то по мере весеннего наполнения его талыми водами лед начнет подтаивать и в таком состоянии поступит к водосливным пролетам. Верхний бьеф обычно вскрывается на расстоянии 0,1...0,5 км от водосброса. Установлено, что движение льда начинается при скоростях течения 0,5... 1,3 м/с. Если скорости течения на подходе к водосбросу меньше 0,6... 0,5 м/с, то лед тает в верхнем бьефе перед водопропускными сооружениями.

Для обеспечения беспрепятственных условий пропуска льда рекомендуется принимать ширину пролетов водосливных отверстий не менее 15... 20 м, а общую ширину водосливного фронта — порядка 0,5...О,6 ширины реки.

Во избежание опасного подныривания льдин под затворы их открытие рекомендуется принимать не более 0,2 полной высоты отверстия.

Опыт пропуска тяжелых ледоходов через сооружения крупных гидроузлов показал, что задержание льда в верхнем бьефе на несколько суток приводит к интенсивному его таянию и потере прочности ледяного покрова. Объем льда, подлежащего сбросу в нижний бьеф, сокращается за это время в несколько раз.

При необходимости пропуска льда через донные и глубинные отверстия следует предусматривать мероприятия для максимально возможного снижения толщины и прочности льда с целью усиления процесса дробления ледяных полей до льдин, размеры которых обеспечивают возможность подныривать их в отверстия. Пропуск льда через туннельные водосбросы аналогичен пропуску через глубинные отверстия.

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????