ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ И ОБЛАСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Гидравлическим транспортом называется процесс переноса различных, сравнительно мелких материалов потоками жидкости по искусственным руслам: канавам, лоткам и трубам. Транспортируемым материалом: чаще всего являются различные грунты, дробленые горные породы, полезные ископаемые, отходы металлургических, химических и других заводов, тепловых электростанций, а транспортирующей средой — вода.
Перенос твердых частиц естественным потоком по своей физической сущности аналогичен гидравлическому транспорту разрушенных водой грунтов и горных пород, поэтому проблемы гидравлического транспорта и динамики взвесонесущего естественного потока очень близки; однако в связи с различными задачами эти проблемы рассматриваются раздельно, хотя и имеют общую теоретическую и физическую основу.
Практическими вопросами гидротранспорта являются расчеты потерь напора при транспорте различных материалов по трубам, установление уклона безнапорных гидротранспортных систем — канав и лотков, определение предельных скоростей, при которых транспортируемый материал еще не осаждается на дно потока, выбор оборудования для осуществления гидравлического транспорта и многие другие прикладные задачи.
Гидравлический транспорт по безнапорным системам называют безнапорным, а по трубам (при полном заполнении сечения труб) — напорным гидротранспортом.
Гидротранспорт широко применяется в строительной промышленности, особенно при сооружении гидротехнических узлов, в сельском хозяйстве, в металлургической, химической и других отраслях народного хозяйства.
Все большее применение гидравлический транспорт находит в горной промышленности.
Столь широкое применение гидравлического транспорта объясняется тем, что он значительно дешевле и эффективнее, чем железнодорожный и автомобильный, значительно уменьшает потребность в рабочей силе и материалах, снижает эксплуатационные затраты, сокращает потери транспортируемого продукта, при нем отпадает необходимость возврата пустой тары, надобность производить перевалочные (перегрузочные) операции и уменьшается необходимость создания больших продуктохранилищ.
Особенно необходимо применение гидротранспорта в том случае, когда топография местности затрудняет возведение железнодорожных или других путей, когда транспортируются большие массы материала в течение длительного времени и на большие расстояния.